11 марта 2007

Генри Миллер, "Колосс Маруссийский"

<...>
Но переместимся дальше — к Сатурну. Впечатление, какое производит на профана Сатурн, как и наша Луна, когда смотришь на них сквозь увеличительные линзы, должно вызывать в учёном инстинктивный протест и сожаление. Никакие сведения и цифры, касающиеся Сатурна, никакое увеличение не могут объяснить того неоправданного тревожного чувства, какое вид этой планеты рождает в наблюдателя. Сатурн — живой символ всего мрачного, болезненного, бедственного, рокового. Его молочно-белый неизбежно вызывает ассоциации с требухой, гноем, чувствительными органами, укрытыми от чужого глаза, позорными болезнями, пробирками, лабораторными препаратами, воспалёнными миндалинами, мокротой, эктоплазмой, унылым предвечерьем, приступом меланхолии, войной ункуба и суккуба, бесплодием, анемией, мнительностью, пораженческим настроением, запором, антитоксинами, дурацкими романами, грыжей, менингитом, замшелыми законами, кабинетной волокитой, жизнью пролетариев, мерзкими лавчонками, Христианским союзом молодых людей, собраниями "Христианского действия", спиритическими сеансами, поэтами вроде Т.С. Эллиота, фанатиками вроде Александра Доуи, целителями вроде Мэри Бейкер Эдди, политиками вроде Чемберлена, роковой случайностью вроде банановой корки и разбитой башки, мечтами о лучших днях, которые оканчиваются тем, что попадаешь под грузовик, тонешь в собственной ванне, случайно убиваешь лучшего друга, умираешь от икоты вместо того, чтобы пасть на поле брани, и так далее ad infinitum1. Сатурн воздействует пагубной магией инертности. Его кольцо, согласно утверждениям учёных мужей, плоское, как бумага, — это обручальное кольцо, связывающее его вечными узами с естественной смертью или бессмысленным концом. Чем бы ни был Сатурн для астронома, для человека на улице — это знак жестокого рока. Человек несёт его в сердце, потому что его жизнь, некоторым образом обессмысленная, заключена в этом абсолютном знаке, и он может быть уверен, что, если ничто другое не прикончит его, рок не промахнётся. Сатурн — это жизнь в напряжённом ожидании, нет, не смерти, а чего-то вроде бессмертия, то есть неспособности умереть. Сатурн как некий атавизм — двойной сосцевидный отросток души. Сатурн как рулон обоев, намазанный на лицевой стороне клейкой харкотиной, которая, как считают отделочники, незаменима в их metier2. Сатурн — это та зловещего вида дрянь, что отхаркиваешь наутро после того, как накануне выкуришь несколько пачек сухих, мягких, приятных сигарет. Сатурн — это отсрочка, оказывающаяся бессрочной. Сатурн — это сомнение, недоверие, скептицизм, факты ради фактов, и чтобы никаких выдумок, никакой мистики, ясно? Сатурн — это кровавый пот , которым добыты знания ради знания, сгустившийся туман бесконечных поисков маньяком того, что всегда находится у него под носом. Сатурн безумно меланхоличен, потому что не знает и не признаёт ничего, кроме меланхолии; он как медведь в спячке, живущий собственным жиром. Сатурн — это символ всех знамений и суеверий, липовое доказательство божественной энтропии, липовое, потому что, окажись правдой, что Вселенная останавливается, Сатурн бы давным-давно расплавился. Сатурн вечен, как страх и нерешительность; он становится всё бледнее, всё туманней с каждым компромиссом, каждой капитуляцией. Робкие души плачут по Сатурну, совсем как дети, которые, считается, плачут по Кастории. Сатурн даёт нам ровно столько, сколько мы просим, не каплей больше. Сатурн — это белая надежда белой расы, которая бесконечно лепечет о чудесах природы и занимается тем, что уничтожает величайшее чудо — ЧЕЛОВЕКА. Сатурн — это звёздный самозванец, претендующий на роль великого Вершителя судеб, Мсье де Пари, автоматического выключателя мира, поражённого атарксией. Пусть небеса поют свою осанну — этот лимфатический шар никогда не перестанет слать свои молочно-белые лучи смертной тоски.

Это эмоциональный снимок планеты, чьё необычное влияние продолжает угнетать почти погасшее сознание человека. Она представляет собой самое безрадостное зрелице на небесах. Она отвечает всем вызывающим малодушный страх образам, поселившимся в человеческой душе; она — единственное вместилище всего отчаяния и безнадёжности, которым человечество поддалось со времён незапамятных. Она станет невидимой только тогда, когда человек исторгнет её из своего сознания.
<...>


1 До бесконечности (лат.).

2 Ремесло (фр.).

Генри Миллер, "Колосс Маруссийский"

Комментариев нет: